10 фактов о русской тройке

Добавлено в закладки: 0


Почему русские запрягали именно трех лошадей и как запряженные лошади умудрялись смотреть в разные стороны?

АННА СОРОКИНА

Михаил Воскресенский/Sputnik
Михаил Воскресенский/Sputnik

Тройка — это исключительно русский вид упряжки лошадей, не имеющий аналогов в мире. И к тому же, самый быстрый! Это символ России, наряду с матрешками, балалайками и морозами.

1. Быстрее только на автомобиле (если бы они тогда были)

Шкатулка "Тройки", Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. (с) 	Sputnik
Шкатулка «Тройки», Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. (с) Sputnik

Русская тройка — это упряжка из трех лошадей, которые идут разным аллюром. Центровая лошадь («коренник») должна быть самой сильной и крупной, она идет рысью. По бокам впрягаются «пристяжные» лошади, которые скачут галопом, неся за собой «коренника», при этом меньше утомляясь, чем если бы они шли по одиночке. Такая упряжка может преодолевать большие расстояния на скорости до 45-50 километров в час. Как современный автомобиль!

2. Лошади смотрят в разные стороны

Если посмотреть, как несется русская тройка, то можно заметить такую интересную деталь: лошади по бокам поворачивают головы в стороны, но идут при этом точно вперед. Отчего так происходит? Дело в том, что в упряжке правая лошадь идет галопом с левой ноги, а левая — с правой. А голову они поворачивают в другую сторону для равновесия. Это происходит на уровне инстинкта (и смотрится очень элегантно, согласитесь).

3. Лучшие тройки должны быть одной породы

Репродукция  картины "Масленица (Масленичное катание)". Холст, масло,1919 год.  Художник Борис Кустодиев. Музей-квартира И.И.Бродского в Ленинграде. (с) О. Игнатович/Sputnik
Репродукция картины «Масленица (Масленичное катание)». Холст, масло,1919 год. Художник Борис Кустодиев. Музей-квартира И.И.Бродского в Ленинграде. (с) О. Игнатович/Sputnik

Считается, что лучшие тройки получаются из лошадей-рысаков (это породы, которые выведены для быстрого бега) одной масти. При этом центральная лошадь должна быть крупнее. Самыми надежными считаются вятские лошади из-за своей выносливости, а самыми «статусными» — упряжки из крупных орловских рысаков.

4. Тройка — для трех пассажиров

Шкатулка "Тройка", выполненная федоскинским мастером. (с) В. Робинов/Sputnik
Шкатулка «Тройка», выполненная федоскинским мастером. (с) В. Робинов/Sputnik

Само это слово стали использовать по отношению в упряжке в 18 веке (некоторые источники говорят о конце 17 века). Тогда количество лошадей зависело от количества пассажиров и грузов — если ехал один человек, то запрягали одну лошадь, а если нужно было больше «лошадиных сил», то лошадей запрягали друг за другом. Но такой способ упряжки не прижился в России из-за невысокого качества дорог (а точнее, их отсутствия). А вот когда стали пробовать пристегивать лошадей рядом, «на отлет», то дело пошло лучше.

5. За тройку спасибо почте (но это неточно)

Открытка с изображением почтовой тройки (ок. 1900). (с) Global Look Press
Открытка с изображением почтовой тройки (ок. 1900). (с) Global Look Press

О том, кто и когда изобрел тройку, достоверно не известно. Скорее всего, появлению тройки как разноаллюрной упряжки способствовало развитие почтового дела. В России огромные расстояния между населенными пунктами, и доставка сообщений и грузов даже между Москвой и Петербургом занимала несколько дней. А в другие крупные города можно было ехать неделями, особенно весной и осенью в распутицу. И для перевозок почтовых отправлений была важна не только выносливость лошадей, но и их скорость. Известно, что уже в начале 19 века почтовые дилижансы в России были запряжены тройками. Затем на тройках стали перевозить и курьеров, и пассажиров, да и просто использовать как дорогостоящее развлечение в деревнях и городах – на свадьбу, к примеру, богатый крестьянин считал обязательным нанять тройку, да и не одну – катать невесту, родственников и гостей.

6. Тюнинг от злых сил

Зимняя тройка. (с) Алексей Шторх/Global Look Press
Зимняя тройка. (с) Алексей Шторх/Global Look Press

Многие автолюбители сегодня любят украшать своего «железного коня» спойлерами, аэрографикой и галогеновой подсветкой. А вот раньше, когда автомобилей не было, водители «тюнинговали» свои упряжки. На коренника обязательно надевали дугу, украшенную позолотой, декоративным орнаментом или искусной резьбой. В середине 19 века появилась мода на дуги, инкрустированные медью, а через несколько десятилетий их было принято декорировать разноцветными лентами. Извозчики верили, что эти украшения служат не только эстетическим целям, но и будут оберегом от разбойников и злого глаза.

7. Колокольчик вместо магнитолы

«Ехали на тройке с бубенцами», — поется в известной песне «Дорогой длинною». Действительно, когда ехала тройка, ее можно было услышать за километр! Извозчики использовали колокольчики, чтобы летящим тройкам успели освободить место на дороге и оповестить всех, что едет почтовая служба.

Но затем идея с бубенцами понравилась и частным владельцам, и их стали использовать не только на почте, но и на гуляниях. Конечно, почте любители разъезжать по городу со звоном мешали работать, и правительство во второй половине 19 века ввело запрет запрет на такие бубенцы для частных лиц. В ответ те придумали использовать бронзовые колокольчики на кожаных сбруях, которые издавали более нежные звуки. Бубенчики подбирались по тону и получалось, что у каждой тройки во время поездки было свое музыкальное сопровождение.

8. Самые быстрые экспонаты

Орловские рысаки в тройке. (с) Ю. Евсюков/Sputnik
Орловские рысаки в тройке. (с) Ю. Евсюков/Sputnik

За рубеж русская тройка впервые попала в 1911 году — ее показали на Всемирной выставке в Лондоне. Она состояла из орловского рысака и пристяжных стрелецких лошадей. С тех пор русские тройки были постоянными участниками зарубежных выставок. В советские годы традиция продолжилась, но тройки чаще всего составляли из статных орловских рысаков.

9. Тройку можно увидеть и сегодня

Чемпионат Русской тройки. (с) 	Legion Media
Чемпионат Русской тройки. (с) Legion Media

С появлением железных дорог, а затем и автомобилей, тройки (да и лошади как транспорт), конечно, становились все менее востребованы. Однако их до сих пор можно увидеть на гуляниях в туристических городах России (вроде Суздаля и Владимира) и на спортивных соревнованиях.

Еще в 1840-х на Московском ипподроме тройки соревновались не только в скорости, но и  фигурной езде. В середине 1990-х в нескольких городах России были учреждены ежегодные соревнования «Кубка России» для русских троек. Финал проходит в Москве.

10. Тройка вдохновляет

Катание на лошадях во время празднования 360-летия со дня основания города Нерчинска. 2013. (с) Евгений Епанчинцев/Sputnik
Катание на лошадях во время празднования 360-летия со дня основания города Нерчинска. 2013. (с) Евгений Епанчинцев/Sputnik

Слово «тройка» — это русизм, оно на другие языки не переводится, а так и пишется. И это настоящий символ России! Ей посвящено множество картин, стихов, рассказов, песен. Самым известным, конечно, считается отрывок из «Мертвых душ» Николая Гоголя. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади».


Источник: https://zen.yandex.ru/media/rusbeyond/10-faktov-o-russkoi-troike-5f1ee425b9acaa2e1cd878ce?utm_source=serp

5
https://tvorchestvops.ru/10-faktov-o-russkoj-trojke.html
Все просмотры 40 , Просмотры сегодня 1

Автор публикации

не в сети 1 день

Светлана - svetla

8 479
flagРоссия. Город: Бирюсинск
День рождения: 15 Января
Комментарии: 2543Публикации: 457Регистрация: 07-12-2019

Другие записи этого автора:

с Новым 2024 годом
204

Видео поздравление с Новым 2024 годом ...

с днём рождения сайт
51

С днём рождения, сайт «Творческий уголок» ...

зимн. проекты
150

Бессрочные зимние проекты ...

МЕНЮ
301

Приглашаю на новый конкурсный проект. ...

Один комментарий к “10 фактов о русской тройке

Добавить комментарий