Добавлено в закладки: 0
Практически в каждой семье ещё можно отыскать образцы фарфоровой посуды советских времён. Всем знакомы простенькие тарелки, чайные сервизы в горошек или с незамысловатыми цветочными узорами. Поставленное на поток производство посуды стремилось покрыть потребительский дефицит. Но и среди этого скудного «разнообразия» можно отыскать настоящие шедевры. На старых фарфоровых заводах, таких как Ленинградский или Ломоносовский ФЗ, трудились потрясающие мастера — скульпторы и художники. Их творчество до сих пор пользуется огромной популярностью среди антикваров.
Самыми ценными, и в то же время прекрасными экземплярами являются произведения времён становления СССР — с 1919 по 1925 гг. Также интересны работы периода 30-х и послевоенных годов. Интересно, что к середине столетия интерес народа к фарфоровому агитпропу постепенно угасал. На его место приходили жанровые и цветочные узоры, которые в быту украшали интерьер.
Особой популярностью стали пользоваться скульптурные композиции из качественного фарфора. Изготавливались фигурки людей и животных в небольших партиях, так и для ширпотреба. Рассматривать их интересно и увлекательно, так как это наша история и целая эпоха, отображённая в фарфоре.
Идеологический фарфор
Когда Россия в 1917 году подверглась полной революционной перезагрузке, большинство предприятий было национализировано. Оставшиеся заготовки тарелок и других видов посуды на заводах было решено украсить агитационными рисунками, которые способствовали росту популярности советской власти.
Через эти рисунки-лозунги массам старались донести главные месседжи того времени: «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Вся власть народу!», «Кто не работает, тот не ест» и т.п. Также этот фарфор отправляли на экспорт в Европу. Первый выпуск агитационного фарфора организовал талантливый художник С.В. Чехонин. Его неповторимый стиль и уникальный шрифт узнаваем до сих пор.
Особой популярностью в те годы пользовались предметы с портретами вождей революции и героев Гражданской войны. Вместе с Чехониным над фарфором работали Малевич, Кандинский, Адамович, Кустодиев, Альтман и другие выдающиеся художники.
Агитфарфор Чехонина Сергея Васильевича
Работы этого графика уникальны. В Советском Союзе он проработал с 1919 по 1928 год. Затем последовала вынужденная эмиграция.
В этот период он создал настоящие шедевры агитационного фарфора, который продавался даже в самых далёких селениях огромной страны.
После эмиграции его индивидуальный и фантастический стиль копировался и тиражировался без указания авторства рисунков. Имя художника было вычеркнуто из списка выдающихся художников на долгие годы. Сейчас работы мастера хранятся в лучших музеях России.
Дизайн формы от Казимира Малевича
Течение авангардизма и супрематизма не обошло и производство фарфора. Казимир Малевич внёс огромный вклад в создание нового революционного дизайна посуды. Образцом уникальности является сервиз, созданный в виде простых геометрических форм.
Ученики Малевича Суетин и Чашкин трудились вместе с ним над росписью посуды. Идеи супрематизма прекрасно смотрелись на фарфоре, талантливые художники создавали рисунки, которые и сейчас пользуются огромным успехом у коллекционеров и рядовых покупателей. ЛФЗ производит образцы этих мастеров до сих пор. Роспись Суетина лаконична, и в то же время изысканно красива.
Рис. 7 Сервиз Суетина (1920-е годы)
Фарфоровая геометрия Василия Кандинского
Посуда, расписанная по эскизам Кандинского, отличается изысканным лаконизмом. На белоснежном поле фарфоровых изделий отображаются разноцветные полосы, круги, прямоугольники и другие геометрические фигуры. Они словно являются продолжением фантастических полотен художника.
Фарфоровая скульптура 30-х годов
После Гражданской войны, особенно в период НЭПа, огромной популярностью стала пользоваться декоративная фарфоровая скульптура. В каждой республике работали фарфоровые заводы, которые отличались своими методами и художественной направленностью. В это время художники стремились отобразить национальное разнообразие республик и величие трудового класса.
В мир уходили настоящие серии, изображающие все народности, населяющие страну. Фигурки работниц, красноармейцев, рабочих, героев-полярников, деятелей искусства можно было встретить в каждом доме. И это были не просто рядовые скульптуры. Над ними работали настоящие мастера. Знаменитые скульпторы этого периода: сёстры Данько Наталья и Елена Яковлевны.
Свет прожекторов блокадного Ленинграда
Во время войны ЛФЗ продолжал свою работу, и в 1944 году художница Яцкевич Анна изобрела узор, который стал символом блокадного Ленинграда. Знаменитая кобальтовая сетка — образ света прожекторов и заклеенных крест-накрест окон. Сейчас этот узор является символом всего российского фарфора.
Шедевры послевоенного периода
Одним из самых знаменитых скульпторов 50-х считается художник-кукольник Лев Сморгон. Его работы известны во всём мире. Сплетницы, Лиса — настоящие символы советской фарфоровой скульптуры. Из-под его рук выходили шедевры, которые изображали обыденную жизнь советских людей.
Художники и скульпторы Дулёвского завода Н.Малышева, П.Кожин, М.Шепелева, А.Бржезицкая являлись авторами потрясающих бытовых сценок и различных персонажей.
Советский фарфор — это не просто обыденная посуда. Его уникальные образцы свидетельствуют об огромном таланте художников и скульпторов, которые трудились на благо Родины. Это настоящая эпоха, по которой можно изучать историю страны и её меняющиеся вкусы.
Редакция TopCafe просит вас в комментариях высказать своё мнение о советском фарфоре. Если у вас есть старые фарфоровые предметы, фотографируйте их и прикрепляйте фото в комментарии к этой статье.
Автор статьи: Марина Резнина.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/topcafe/farforovye-shedevry-iz-strany-sovetov-5ec2cbeded526f6abcb9a599
Мне нравится посуда из фарфора, статуэтки и разные поделки!Спасибо КСЮШЕНЬКА за красивую, интересную подборочку! Очень!…
Ностальжи…
Спасибо за память, Ксюшенька!